Полина Шабаева

Полина Шабаева

Тайны и легенды Селенгинской долины или что делали англичане в Бурятии в 19 веке

Тайны и легенды Селенгинской долины или что делали англичане в Бурятии в 19 веке

В Бурятии любят показывать своё гостеприимство. Автобус встречают всадники со знаменами, так лихо держащиеся в седле, – одно целое. Подъезжаем – всех почетных гостей угощают красивые девушки хлебом-солью под раскинутыми белыми шатрами. А вокруг – покатые сопки, плавное течение реки и вводящий в состояние транса аромат ая-ганги. Всё это Селенгинская долина.

Здесь, что ни камень, то история, насчитывающая 3000 лет, по дороге буддийские субурганы, православные часовни, древлеправославные храмы и протестантсткая миссия, которая работала здесь в начале 19 века. На другом берегу реки виднеется полуразрушенный Селенгинский Спасский собор. С удивлением узнаю, что местность называется Англичанка.

Оказывается, в начале 19 века в Бурятию отправляются миссионеры из Англии и Шотландии, чтобы проповедовать слово Божие в далекой Сибири. Из не совсем для них удобного Иркутска, семьи миссионеров решили остановиться в Селенгинске, чтобы затем проникнуть в Монголию. Здесь, в первой половине 19-го века, они начинают свою просветительскую деятельность. И тут начинается история, окутанная таким романтичным трагизмом. Сара, одна из дочерей главного миссионера Юилля, была долго и не взаимно влюблена в одного молодого человека, оставшегося в Англии, и в один из ненастных ночей, решив покончить со страданиями, девушка сбросилась вниз с утеса в воды Селенги. С тех пор в память о семьях миссионеров и дочери главного проповедника, скалу и эту местность стали называть Англичанка. Сейчас на вершине установили смотровую площадку, с которой открывается захватывающий вид на Новоселенгинск, разрушенный Спасский собор и часовенку.

 

IMG_8609.JPG 


Если опустить первоочередную цель миссионеров – «обратить» в протестантскую веру местное население, они, в первую очередь, несли образовательную функцию, открыв первые классы в 1828 году, получившие официальный статус учебного заведения. В 1832 году руководитель миссии Роберт Юилль начал строительство отдельного здания для трёхлетней школы, которую назвал «Селенгинской академией для обучения молодежи языческих племен Сибири». Здесь, в академии, стали преподаваться многие общеобразовательные дисциплины. Кроме этого он начал заниматься книгопечатным делом и переводом книг с монгольского, русского и английского и наоборот.

После смерти Александра I изменилась государственная политика в отношении ко всем иностранным духовным обществам и постепенно все духовные миссии были закрыты. В 1893 году Лондонское миссионерское общество исключило из своих рядов Роберта Юилля. Вероятно, из-за того, что он предпочитал изучение языков, а не религиозную деятельность.

Так, в названиях, музеях и многих экспонатах, хранится память о местах, где жили миссионеры, а потом и декабристы в далекой Сибири.

22 Сентября 2015